На краю трясины зыбкой «семафор» со стеблем гибким.
Он как будто говорит: «Дальше пеший путь закрыт».
Народные названия: трилистник водяной, трифоль, троелистка, троелист, вахта-трава, вахка, женский жабник, лихорадочник, поносная, чахотошная, золотушная трава, бобовник, бобровник и т. д.
Удивительное это растение, вахта! В нем все необычно — и цветки, а точнее соцветия, и листья, и корневища. Строение всех его органов приспособлено для произрастания в местах избыточного увлажнения, но не везде, а в определенных условиях, и чаще, о чем сказано в эпиграфе, «на краю трясины зыбкой». Вахта — настоящий «живой» семафор, который тем, кто знает его сигналы, показывает, где на пути начинается болото или заболоченный участок.
Вахта трехлистная (трифоль) — травянистый многолетник с ползучим, длинным, толстым, узловатым, пронизанным воздухоносными полостями корневищем, располагающимся в илистом грунте, под водой. Его верхушка слегка приподнята и несет несколько прикорневых темно-зеленых очередных тройчатых листьев длиной 3—15 см и шириной 2—7 см. Сравнительно длинный (до 20 см) черешок листа разделен на три коротких, которые оканчиваются обратнояйцевидными долями листовой пластинки, имеющей цельные или слегка крупноволнистые края. Этой трехраздельностью и объясняются такие названия растения, как «трифоль», «трилистник» и т. п. В конце мая — начале июня на безлистном стебле трифоли распускаются красивые бледно-розовые цветки, собранные в прямостоячие кисти. Плоды — почти шаровидные многосемянные коробочки, раскрывающиеся двумя створками, созревают в июле-августе. Возобновляется вахта в основном вегетативно — корнеотпрысками. Крупные яркие соцветия хорошо заметны даже ночью, они как бы предупреждают путника о «начале» воды, близости водоема. Отсюда трифоль и получила прозвание «вахта» — она как бы несет караул на болоте или зарастающем озере, подавая путнику видимый знак об опасности. Вахта наряду с белокрыльником, сабельником принимает участие в образовании так называемых сплавин, зыбунов или чарус на лесных и безлесных болотах. Эти растения, сплетаясь друг с другом корневищами, образуют на обводненной поверхности своеобразную сетку, на которой затем поселяются осоки (топяная по преимуществу), хвощи и другая болотная растительность.
Почему же все-таки трифоль называют вахтой? Отчего в ней так много горечи и в то же время она украшена таким замечательным цветком? Существует легенда о бедной девочке Вахке, которая по воле злой мачехи попала в подводное царство и превратилась в русалочку. Там она и выросла. Еще девочкой, живя на земле, она часто убегала от мачехи в лес и там подолгу слушала рассказы гномов о лесных травах — где каждая из них растет, как и когда цветет, какие имеет цветы и плоды, какую болезнь излечивает и т. п. В одну из летних лунных ночей Вахка вышла на берег Великой реки водить с подругами хороводы и, вспомнив детство, решила сбегать в лес и повидаться со своими любимцами— гномами. Забыв строгий наказ царицы подводного царства гордой Волховы не отходить от подруг, она задержалась в гостях у гномов и была жестоко наказана за это. Волхова запретила ей появляться в подводном царстве и приказала «нести вахту» — караулить вход в это царство, где бы он ни находился: в лесу ли, на болоте, на лугу. Горько заплакала несчастная русалочка. Плакала целыми днями и ночами, и постепенно ножки ее превратились в корешки, руки — в листочки, стройный и тонкий стан — в стебель, а головка— в красивую светло-розовую кисть. Так вместо русалочки появился на земле очаровательный цветок, хотя и горький от тех слез, которыми она оплакивала свою судьбу, но зато целебный. В некоторых районах России и до сих пор растение носит имя милой и доброй русалочки.
Под названием Menyanthes трифоль описана у Теофраста. Произошло оно от греческих слов menyein — «открытый» и anthos — «цветок». Видовое обозначение irifoliata в переводе с латинского — «трилистная» (по форме листьев). Трифоль широко распространена во всей лесной зоне европейской части России, Сибири и Дальнего Востока, в южных областях не встречается. Растет на болотах, большей частью переходных и низинных, в заболоченных хвойных и лиственно-хвойных лесах, а также на низких берегах рек, озер, прудов и у канав. Особенно обильна в северных и северо-западных районах страны. Интенсивное осушение лесов и болот ведет к исчезновению этого растения.
Как лекарственная трава вахта известна с глубокой древности и употреблялась в качестве одного из лучших противоцинготных средств. Ее и сейчас применяют в народной медицине нашей и других стран. Например, в Болгарии и ГДР — при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (катаре желудка, кишечных коликах, пониженной кислотности и т. д.). В лечебных целях используют листья вахты. Собирают их во время ее цветения, обычно весной и летом, чаще всего в сухую и солнечную погоду; при этом черешки обрывают коротко, оставляя их длиной до 3 см. Урожайность листьев — от 30 до 300 г/м2. Сушат сырье на воздухе, под навесом или железной крышей. В листьях содержатся гликозиды, дубильные вещества (3—7%), витамин С (до 110 мг) и эфирные масла. По ОСТу НКВТ 6617/207, ГФ-Х сырьем являются целые светло-зеленые тройчатые листья с долями длиной до 5—8 см, шириной 3—5 см и черешком длиной до 3 см, горькие, без запаха, влажностью не выше 14%. В сырье допустимо иметь (не более): 8% листьев с черешками длиннее 3 см, 5% листьев побуревших, с темными пятнами, 3% других частей растения, 10% измельченных частей, 1% органических и 0,5% минеральных примесей.
Листья вахты — прекрасное средство, возбуждающее аппетит, способствующее выделению пищеварительных соков, улучшающее перистальтику желудочно-кишечного тракта. Водный (2 чайные ложки сухих листьев на 2 стакана холодной воды, выдержать 8 ч) и спиртовой настой принимают при пониженной кислотности желудочного сока, малярии, простудных заболеваниях, кашле, удушье, водянке, отеках, малокровии, ревматизме, подагре, диатезе, лишаях и язвах на коже. Напар листьев трифоли (5—10 г на стакан воды) обладает противосудорожным, обезболивающим, антисептическим и ранозаживляющим действием. Для возбуждения аппетита пьют «чай»: 2 чайные ложки листьев на стакан кипящей воды. В народной медицине вахту считают хорошим противолихорадочным и противоглистным средством. В силу того, что она заметно улучшает общий тонус больного, ее употребляют при туберкулезе. Страдающие этой болезнью люди, которые непрерывно в течение длительного времени пили напар трифоли, чувствовали себя значительно лучше, даже при наличии каверн, что, по-видимому, обусловлено улучшением аппетита, а следовательно, и питания. Вахту применяют также при заболеваниях печени и желчного пузыря. Отваром ее листьев промывают язвы и раны. Наряду с другими травами вахта входит в состав чаев — возбуждающего аппетит, желчегонного и успокоительного. Напаром трифоли и ромашки делают клизмы при хронических запорах. В гомеопатии вахту рекомендуют при простудных заболеваниях, особенно сопровождающихся ознобом, при болезни глаз — глаукоме. Листья трифоли применяют в пищевой промышленности и ликероводочном производстве. В пивоварении их используют для придания пиву приятного «бархатного» вкуса. Лесные жители — лоси и бобры — охотно лакомятся вахтой, недаром в Архангельской области и некоторых других районах Севера ее называют бобровником. Думается, что вахта трехлистная в недалеком будущем займет заметное место в медицине.