Царство флоры и человек

«Что это за царство?» — спросите вы. О, это великое драгоценное сокровище, которое дано человеку могучей природой, слу­жит ему, охраняет его от всяких болез­ней, укрепляет его здоровье и, наконец, доставляет ему эстетическое наслаждение. Это — носитель молодо­сти и красоты, любви и нежности, символ рождения и обновления всего живого на Земле. Зеленое сокровище невидимой щедрой рукой разбросано по всей планете. Оно соединяет и сочетает все стихии мира, умиротворяя и облагораживая их. Это сокровище — покровитель и хранитель жизни на прекрасной планете Земля. Суще­ствует легенда, что первый человек появился и проходил все этапы своего совершенствования под тенью лесов и кущами райских садов. Этот дар природы нельзя упо­добить какой-то кладовой или месторождению драго­ценных камней; его называют великим, так как он огро­мен. В мире растений Regnum vegetabile сейчас извест­ны более 500 тыс. видов, в том числе 300 тыс. высших цветковых растений, 800 голосеменных, 10 тыс. папо­ротниковых, свыше 10 тыс. мохообразных, 16 тыс. ли­шайников, до 25 тыс. водорослей, 70 тыс. грибов и мно­гочисленные разновидности бактерий. И каждое расте­ние — живая и потому чудесная лаборатория со своим микромиром и биологическими процессами, от которых зависят жизнедеятельность и бытие всего живого на Земле.

Управляет миром растений мудрая царица Флора. Ее никто не видел, но всякий чувствует ее присутствие, нахо­дясь на лоне природы. Недаром все зеленое сокровище Земли называется ее именем. На каком бы языке ни гово­рил человек, слово «флора» для него понятно без всякого пояснения и перевода. Художники изображают Флору молодой женщиной в богатом одеянии. Такой мы ее видим на полотне великого голландского живописца Рембрандта в Государственном Эрмитаже в Ленингра­де. Когда смотришь на эту удивительную картину, ста­новится радостно и тепло на душе. Не мифическая ца­рица, а спокойная, земная женщина, озаренная внут­ренним светом, появляется из мрака ночи. Она вели­чаво, неслышной поступью проходит перед тобою, и ка­жется, что этот свет дают ей живые цветы венка, укра­шающего ее голову. Взгляд Флоры в меру строг и полон жизни. Он как бы говорит: «Люди, где я появляюсь, там нет места темноте, унынию и печали. В моем царстве всюду жизнь и радость». В картине есть что-то сказоч­ное и вместе с тем близкое и родное каждому человече­скому сердцу. По преданию, венок на голове Флоры со­стоит из множества вечно живых цветов, растущих по преимуществу в лесах и перелесках, на лесных лугах и опушках, полянах и болотах.

Это многоликое сокровище и в самом деле вечно живое. Оно постоянно находится в состоянии изменения, любопытных и очень интересных превращений, ко­торые вот так, с налету, и не заметишь. Особенно это относится к растениям наших лесов и болот. На лесные цветы, болотные травы, папоротники, плауны, мхи все влияет: и солнце, и влага, и ветер, и «соседи», но боль­ше всего человек, результаты его труда. И на все они чутко, таинственно, исподволь, незаметно реагируют, запечатлевая при этом не только славные деяния чело­веческие, но и позорные, некрасивые поступки людей. Покажем это на примерах. Человек на бедной, брошен­ной земле посадил лес. Он растет, и вскоре под его шатром появляются первые вестники зеленого сокрови­ща — лесные травы: кустики черники, кислица, майник и даже ландыш, который своими белоснежными коло­кольчиками в погожее весеннее утро будет «вызвани­вать» прекрасную мелодию. Эту мелодию подхватят и разовьют птицы, рои насекомых и другие лесные обита­тели, и она превратится в гимн торжества жизни и ра­дости созидательного человеческого труда.

Но вот по вине людей вспыхнул пожар. Лес опустел и стал голым, в нем воцарились мертвая тишина и уны­ние. Только изредка слышен пронзительный и тоскли­вый крик желны: «Пи-и-и-ить! Пи-и-и-ить!» Этим кри­ком черный дятел как бы просит дать ему той живи­тельной влаги, которая некогда была в изобилии в лесу, полном музыки и красоты. Но увы! Ее нет. Почувство­вав это, покинули свое «жилище» и лесные травы. Но поверхность почвы в лесу не осталась без зелени. Сюда уже пришли посланцы болота: долгий мох — кукушкин лен, торфяной мох — сфагнум, болотные осоки. А пу­шица появилась, чтобы надолго поселиться здесь. Эти пришельцы — свидетели зарождения нового ландшафта — болота. Будет лес развиваться или, наоборот, отмирать? На этот вопрос беспристрастно и достаточно точно смо­гут ответить болотные растения. Значит, наши зеленые друзья еще и ревизоры, но не простые, а ревизоры-по­мощники! Срублен лес, и тут они подскажут нам, что будет на вырубке — болото, задернелый пустырь или на ней вновь зашумит своей изумрудной листвой мо­лодняк. Плохо будет человеку, если зеленые ревизоры уйдут от него, покинут его совсем. Их должно любить и охранять уже потому, что они приносят людям много пользы и радости.

Кто, как не они, помогает лесоводам вести хозяйст­во. По тому, какие травы или кустарники растут под пологом леса или на вырубке, участки различаются между собой. Если, например, под пологом ели много кислицы и она преобладает, то такой участок называ­ется «ельник-кисличник»; там, где в напочвенном по­крове в основном кукушкин лен — «ельник-долгомошник», а где кустики черники — «ельник-черничник». Эти участки различаются между собой и по запасу древеси­ны на гектаре, и по ее деловым качествам, и даже по способам посадки (посева) леса. А какими хорошими и надежными индикаторами (показателями) свойств лесных почв, их богатства, влажности, механического состава являются зеленые ревизоры — даже трудно представить. Так, на почве суглинистой, оптимально увлажненной и богатой, зачастую можно встретить кис­лицу, копытень, сочевичник, дягиль. Однако этих трав никогда не найдешь в местах произрастания толокнян­ки, вереска, тимьяна, исландского мха и т. п. Почему? Потому, что перечисленные лесные кустарнички и ли­шайник предпочитают селиться на супесчаных и песча­ных, бедных и сухих почвах. Клюква, морошка, сфагно­вые мхи любят, напротив, болотные оторфованные почвы с застойным увлажнением. Их можно увидеть лишь на болотах. Некоторые из зеленых друзей очень чутко реа­гируют на изменение содержания или на присутствие в лесной почве определенных видов питательных веществ. Стоит только появиться в лесу, на вырубке кострищу или на болоте торфяному кавальеру, как на них сразу же поселяется трава-великан иван-чай. Что ее сюда привлекает? Большое количество азота в почве. Недаром иван-чай и называют нитрофилом, то есть лю­бителем почвенного азота. Такими же нитрофилами яв­ляются борщевик, крестовник, крапива, которая обра­зует наравне с малиной густые заросли в лиственных приручейных лесах. И конечно, в местах, на которых такие растения-нитрофилы распространены, земля хо­рошая и плодородная.

Обилие одного из весенних первенцев в лесу — ме­дуницы лекарственной — говорит о том, что почва бо­гата микроэлементами, и особенно марганцем. А вот черника и вереск указывают на малое количество или полное отсутствие извести в лесной почве. Интересно, что заросли плауна свидетельствуют о богатстве почвы алюминием. Лесные травы вместе с древесной расти­тельностью тоже могут служить индикаторами ценней­ших полезных ископаемых — нефти, угля, алмазов и т. п. Так, ольшаниковые группировки из Alnus fruticosa Rupr. с густым травяным покровом в Якутии нередко являются показателями месторождений алмазов. В Хи­бинах, там, где произрастают березняки с разнотравьем под пологом из герани лесной, золотарника, купальницы и других растений, в свое время были обнаружены большие запасы апатитов. Это не единичные примеры, их можно продолжить.

Мы рассмотрели вкратце, как помогают зеленые друзья человеку в его хозяйственной деятельности. Но, несомненно, больше пользы они приносили, приносят и будут приносить людям как источники жизни, здоровья и эстетического наслаждения. Прежде всего отметим, что они снабжают организм человека всем необходи­мым для жизнедеятельности. В наших таежных лесах произрастает много таких трав, из которых можно не только добыть сахар, масло, разного рода пряности, но и испечь хлеб. Возьмем, к примеру, такое растение, ко­торое называют «якутский дикий хлеб-сусак». Эта тра­ва растет по берегам озер и болот, преимущественно низинных. Высотой она 1—1,5 м, листья линейные, пря­мостоячие, расположены на стебле пучком. У нее пря­мой стебель с торчащими во все стороны, как спицы зонтика, бело-розовыми цветками. Научное название сусака зонтичного — Butomus umbellatus L. — происходит от греческих слов bus — «бык», tomnein — «отщипы­вать» и латинского umbellatus — «зонтиковидный». Уже само название говорит о сусаке как о кормовом расте­нии для скота. Листья сусака идут на изготовление кор­зин и рогож. Толстые же корневища заменяли якутам и калмыкам хлеб. Они содержат 60% крахмала, 14% белков и 4% жиров. Еще в 1871 г. иркутские химики, потомки декабристов, исследуя якутский хлеб, писали: «В муке из корней сусака есть все, что нужно для пи­тания человека». Из одного килограмма корневищ по­лучается 250 г муки, из которой пекут хлеб и лепешки. Но не одни якуты и калмыки употребляют в пищу это чудесное растение. В Италии жители Пьемонта заго­товляют впрок нарезанные и высушенные корневища сусака. Поджаренные, они вполне заменяют кофе. Сусак распространен не только в Сибири, но и на всем Севере и даже в средней полосе России. Его можно встретить и в черте Ленинграда, у реки Карповки. А такой злак, достигающий метровой высоты и называемый манни­ком плавающим (Glyceria fluitans R. Br.), — пре­красное сырье для изготовления крупы, которую назы­вают польской. Ею заправляют супы для больных, нуж­дающихся в диетическом питании. Такая крупа считает­ся хорошей пищей для рыб и птиц. Встречается манник на болотах, лесных сырых лугах и берегах рек.

Растений, из которых можно получать ароматное и вкусное масло, в лесу довольно много. Например, семе­на сосны содержат 30% масла, рябины — 20%, бере­зы — 10%. Для получения масла пригодны даже моло­дые ветви (до 4 лет) липы и березы. Но самым замеча­тельным растением в этом отношении является ореш­ник, или лещина обыкновенная (Corylus avellana L.). Его плоды содержат 62% жиров и 17% белков. Орехо­вое масло светло-желтое, отличается высоким качест­вом и большой калорийностью. Недаром лесные орехи — любимое лакомство непосед белочек и беспокойных соек.

А пряности! Их также можно добыть, если обра­титься в кладовые зеленого сокровища. Есть такое растение — водяной перец (Polygonum hydropiper L.). Само название травы говорит за себя: перец, но не обычный, а водяной. Все части растения имеют жгучий вкус, напоминающий вкус красного перца. Искать его надо около воды — по берегам рек, ручьев, канавам. Семена всем известного и повсюду распространенного сорняка — пастушьей сумки обыкновенной (Capsella bursapastoris Medik) — на Востоке употребляют вместо перца и горчицы. Укроп и петрушку с успехом может заменить трава влажных лугов и перелесков тмин обыкновенный (Carum carvi L.). Неужели в лесу можно найти такие пряности, как гвоздика и корица? Оказывается, можно. Их достойным заменителем явля­ются корни и корневища гравилата городского — рас­тения сорных мест, светлых лесов и сухих лугов. Его корневища пахнут гвоздикой и употребляются не толь­ко как приправа к кушаньям, но и в ликерном и пивоваренном производствах. Эти свойства гравилата под­черкиваются и его научным названием — Geum urbanum L. Первое слово (род растения) в переводе с гре­ческого означает «вкусный», «приятный», а второе (ви­довое определение) — с латыни — «городской». Сухие корни этой травы придают белому виноградному вину вкус вермута. Недаром в народе гравилат зовут гвоз­дичным корнем. Ну а что можно сказать о целебном даре северной природы лишайнике (Cetraria islandica Ach.). Из его крахмала жители Севера получают патоку, сахар и спирт. А разваренный лишайник исполь­зуется вместо желатина, только он непрозрачный. Такие примеры можно приводить без конца. Думается, изложенного достаточно, чтобы вполне согласиться с Э. Се­тон-Томпсоном, который считает, что в лесу есть все, что нужно для человека.

Здоровье! В этом слове заключена великая сила. Имя этой силы — жизнь. А жизнь — самый драгоценный и прекрасный дар природы. Давая человеку жизнь, природа имеет все, что нужно для поддержания и вос­становления утраченного здоровья. Это все — мир рас­тений и его самая замечательная часть — лекарствен­ные травы, целебные кустарники и деревья. Это все — зеленая аптека, самая богатая по ассортименту цели­тельных средств из всех аптек мира. Но в этой необыч­ной и очень оригинальной аптеке все лекарства без эти­кеток. Ею можно пользоваться лишь тому, кто любит, знает природу и посвящен в ее тайны и чудеса. Эта чу­до-аптека служила, служит и будет служить долго од­ним из могущественнейших средств, с помощью кото­рого люди в белых халатах неустанно ведут многовеко­вую борьбу за здоровье и жизнь человека. Достаточно сказать, что из 18 тысяч видов высших растений дико­растущей флоры России около 2500 имеют лечебное применение, а до 300 видов используется нашей современ­ной медициной. Думается, что благодаря усилиям со­ветских врачей и фармацевтов при большой помощи знатоков целебных свойств трав эта цифра из года в год будет возрастать. Надо сказать, что зеленая аптека имеет весьма солидный возраст. Она ровесница первым людям, появившимся на Земле. История ее использова­ния и развития тесно переплетается с историей позна­ния человеком тайн и превращений природных. Тайны чудо-аптеки на заре человеческой жизни помогали рас­крывать всякого рода знахари. Особенно много лекар­ственных средств было открыто пастухами, наблюдав­шими, какими растениями лечатся животные — домаш­ние и дикие. На Руси в свое время даже бытовала очень мудрая поговорка: «На всякую болезнь зелье выраста­ет». К сожалению, она теперь забыта. А напрасно! Зна­ние целебных свойств трав в старину тщательно охра­нялось и бережно передавалось изустно, из рода в род. Тех, кто знал много целительных растений, называли в народе ведунами (знахарями). Они обычно сами же занимались и врачеванием. Были знахари и в Древней Руси.

Многовековой опыт и знания лекарей передаются из поколения в поколение и представляют огромную ценность, названную народной медициной. С полным правом поэтому зеленое сокровище можно считать праматерью народной медицины. Да и не толь­ко народной, но и научной, которая стала обширнейшей отраслью человеческого знания, включающей различные аспекты физической и духовной жизни людей. Главной заботой современной медицины является забота о здо­ровье человека в широком смысле этого слова, включая и профилактику. Но, говоря о здоровье людей, часто подразумевают под ним только физическую сторону, совершенно забывая об эмоциональной, психической. А эта сторона имеет очень большое значение, особенно в жизни горожан, в современную эпоху металла, химии и электричества. Эмоциональное здоровье человека — это любовь к людям, родине, родной природе, ко всему тому, что его окружает, — великому и малому, что на него воздействует, что его радует и огорчает. Без пре­увеличения можно сказать, что истоки любви к родине заложены в любви к природе, ибо человек — часть при­роды. Тот, кто любит родную природу, не может без­различно относиться к своей родине. Любовь к природе делает его чувство к отечеству более глубоким и горячим. Недаром в русском языке слова «родина» и «природа» происходят от одного корня. Эти вечно живые слова олицетворяют собой многоликий и удивительно прекрас­ный мир растений в его широком понимании. Сюда можно отнести и лес, и огород, и даже комнатные цве­ты. Все это — верное и самое надежное средство укреп­ления эмоционального здоровья людей, его поддержания и восстановления. Побывав в лесу, на лесной поляне, лугу, в поле, каждый чувствует себя бодрее и жизнера­достнее. А подышишь ароматом целебных трав, кустар­ников, деревьев — пройдут и нервозность, и раздражи­тельность. Конечно, следует помнить при этом, что сре­ди растений-целителей есть и ядовитые, которые надо уметь различать.

Трудно также переоценить роль зеленого сокровища в создании духовных и культурных ценностей челове­чества. Оно вдохновляло и вдохновляет писателей, поэтов, музыкантов и художников на создание шедев­ров искусства. Вспомним всем известную картину И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», или полное солнечного света полотно «Рожь», или чудную «Кора­бельную рощу». Все в этих полотнах близко, дорого и понятно каждому человеку, и особенно тому, кто любит родную природу и ее ни с чем не сравнимую красоту. Однако к нашей теме ближе подходит замечательная картина знаменитого русского художника Н. К. Рериха. Она известна немногим и называется «Целитель Пантелеймон». Веет от нее седой стариной, сказочностью и даже каким-то волшебством. На ней изображен обыкно­венный странник, каких в свое время много было на Руси, опирающийся на посох, с длинной сумой, напол­ненной травами. Идет он, потупя взгляд, медленно по косогору, на котором то там, то тут торчат корявые деревья и кустарники. Но самое интересное — весь косо­гор покрыт различными травами, и не простыми, а вол­шебными, светящимися, причем каждая трава светится по-особенному, по-своему, как бы показывая старцу свою силу, тайну, единственно в ней сокрытую. А этому стар­цу-кудеснику, видимо, ведомы не только «тело», но и «душа» каждой такой травки. Для него каждый цветок, каждая былинка — клад. Он ее знает не только по наз­ванию, но и по целебному действию, оказываемому на человека. Смотришь на эту картину, и хочется, чтобы этот древний травознай сошел с полотна и поведал нам свои тайны о зеленом сокровище, его целительной силе, которую мы пока еще знаем мало, но, несомненно, в недалеком будущем узнаем. Интересно, что чем при­стальнее вглядываешься в картину, тем ближе, понят­нее она становится нам и тем больше утверждаешься в мысли, что зеленый ковер планеты, изящный и вечно живой, соткан рукою великого мастера — Природы.

Оценка статьи
Слабенькая статья!Так себе статья!Неплохая статья!Хорошая статья!Отличная статья!
Категория: Мир флоры Просмотров: 4 879
RSS для комментариев данной записи - RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий, pings отключены.

Оставить комментарий

© 2024 - Herbal Expert
В случае использования материалов сайта размещение активной индексируемой ссылки на сайт-источник http://herbalexpert.ru обязательно!